Лекция №5

Лекция 3. Принятие решений в сложных ситуациях Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования: сложная ситуация принятия решений; этап обоснования решения; этап принятия решения; анализ проблемной ситуации; номинальная шкала измерения; ранговая шкала измерения; числовая шкала измерения; концептуальное множество альтернатив; физически реализуемое множество альтернатив; функция выбора (полезности); стохастическая неопределенность, поведенческая неопределенность, природная неопределенность; источники получения информации; индивидуальная экспертиза; групповая экспертиза; планирование эксперимента; оценка альтернатив. Под сложными ситуациями выработки решений, как правило, понимается анализ проблемной ситуации, отличающейся от простых ситуаций наличием хотя бы одного из следующих признаков: · ЛПР не сталкивалось с подобной проблемой раньше, ему трудно сразу сформулировать цель предстоящей операции и подобрать для ее описания адекватные критерии, оно не владеет достаточной информацией для анализа проблемы или не имеет моделей для изучения ситуации; · ЛПР ранее уже сталкивалось с подобной проблемой (ему известны способы решения проблем-аналогов), но рассматриваемая им в настоящее время проблема имеет существенные особенности по сравнению с проблемами-аналогами; · ЛПР известно, что ведущими факторами при принятии им решения являются детерминированные (однозначный механизм ситуации), но оно не в силах адекватно описать цель операции единственной целевой функцией (показателем) и вынуждено прибегнуть к нескольким критериям оценивания (многокритериальная ситуация выработки решений); · ЛПР не обладает достаточной информацией о генезисе (природе, происхождении) и вкладах факторов различной природы в работу механизма ситуации, имеющаяся же у него информация о таких факторах свидетельствует о преобладании факторов неопределенной природы, превращающих механизм ситуации в неоднозначный; · ЛПР – не единственный субъект, от воли которого зависит ход и исход операции. Есть еще один или ряд субъектов, чье мнение нельзя не учесть при выработке решений в силу сложившихся отношений (правовых, договорных или конфликтных). В результате взаимодействия факторов, определяющих эффективность решений, выработка решений неизбежно превращается в процесс. Условно единый непрерывный процесс выработки решения можно разделить на две фазы: этап обоснования решений и этап принятия решений. Под этапом обоснования решений понимается этап проведения всей подготовительной работы для осуществления сознательного выбора ЛПР. Эта работа включает следующие задачи: · Углубленный анализ проблемы и формирование на этой основе цели; · Осознание и изучение особенностей механизма условий проведения операции; · Формирование представительного множества альтернатив достижения цели операции. Схема обоснования решений Схема, отражающая содержание основных шагов процесса обоснования решений, представлена на Рис. 1.6. В общетеоретическом плане следует считать, что этап обоснования решений должен начинаться именно с анализа указанной проблемной ситуации. Что включает такой анализ? Вначале ЛПР должно определиться с самыми важными проблемами текущего момента. Проблемы - это динамические объекты. Они постоянно возникают, существуют и уходят из поля зрения ЛПР в течение времени. Те проблемы, которые вчера были малозаметны, завтра становятся крайне острыми, а опасные проблемы "сегодняшнего дня" через некоторое время могут показаться несерьезными. После составления списка проблем ЛПР должно выбрать из списка наиболее важную проблему. После этого проводится углубленный содержательный анализ выбранной проблемы. В результате лично проведенного анализа (а при необходимости, - взаимных консультаций с экспертами) ЛПР принимает решение о существе проблемы и фиксирует это решение, дословно записывая его, в виде компактной и четкой формулировки. Например, проблема может быть сформулирована так: "Эффективность работы управленческого аппарата низкая", "Уровень затрат на транспортировку грузов в текущем полугодии стал недопустимо велик" и т. п. После того как проблема проанализирована и составлено ее описание, переходят к следующей задаче принятия решений - задаче формулирования цели и формирования (выбора) результата для оценки степени ее достижения. Признаками правильно сформулированной цели являются следующие ее характерные черты : Формулировка цели начинается с глагола в повелительном наклонении ("Доставить...", "Приобрести...", "Преодолеть..." и т. п.); она сразу должна нацелить исполнителей на то, каков предполагаемый характер предстоящей операции и к какой отрасли знаний или практической сфере деятельности относится получение результатов. Далее следует (обычно в произвольном порядке) перечисление обстоятельств времени, места, объекта и средств приложения людских, финансовых и материальных затрат. Например: ''Повысить эффективность работы управленческого аппарата путем снижения затрат на его содержание не менее чем на 15 % к концу текущего года", "Снизить уровень штрафных санкций от потери сыпучих грузов при транспортировке их западным потребителям в текущем полугодии не менее чем на 5 млн. руб.". Если проанализировать проблему или сформулировать цель предстоящей операции ЛПР лично сразу не удается, следует прибегнуть к помощи специалистов (экспертов). При этом, как правило, почти сразу возникает параллельная проблема - проблема коммуникации, общения ЛПР и экспертов. После того как цель операции четко сформулирована, ЛПР необходимо сразу решить вопрос о том, каким способом будут измеряться или будут получены значения критериев для оценки предпочтительности возможных альтернатив. Для того чтобы ответить на этот вопрос, вначале нужно решить задачи анализа условий и выявления типа механизма ситуации. Частные решения по этим вопросам выносятся на основе личного опыта и знаний ЛПР, знаний экспертов и привлекаемых исследователей консалтинговых организаций. Для установления перечня и вскрытия генезиса основных факторов проблемной ситуации и ее механизма следует шире использовать все доступные источники получения необходимой информации. Ясно, что при сборе информации следует избегать двух крайностей. Во-первых, нельзя торопиться и экономить время и деньги на сборе информации, так как это приведет к поверхностному анализу и ненадежным выводам. В результате будущее решение проблемы будет недостаточно проработанным, недостаточно обоснованным и, следовательно, недостаточно эффективным. Во-вторых, нельзя впадать в другую крайность - чрезмерно увлекаться процессом сбора информации. Следует помнить, что принципиально невозможно собрать всю информацию о существе проблемы и о сущности механизма ситуации. Глубокое понимание проблемы, достигнутое на предшествующих шагах процесса обоснования решений, позволяет ЛПР перейти, пожалуй, к самой ответственной после формулирования цели операции фазе выработки решений - к фазе формирования исходного множества альтернатив. Это самый продуктивный этап и важно усвоить главное правило руководства: "Задача управленца состоит не в том, чтобы самому уметь решать проблемы, а в том, чтобы знать, кому поручить ту или иную необходимую работу по их решению. После этого останется только назначить этих нужных людей в нужное время и в нужное место для выполнения этих необходимых работ". При разработке вариантов решения проблемы следует иметь в виду, что много вариантов решения никогда не бывает. Всегда нужно стремиться увеличить число возможных вариантов решения проблемы, так как это повышает уверенность ЛПР в том, что наилучшее решение наверняка не упущено. Арсенал методов, используемых в настоящее время для генерации представительного множества альтернатив, обширен. Достаточно указать только на такие известные методы, как сетевое планирование и управление (PERT), метод анализа иерархий (Т. Саати), метод морфологических таблиц (К. Цвикки), рефлексивный метод, CBR-технологии и др.